Организация удаленной работы: как побороть заблуждения и начать управлять бизнесом?

Пост обновлен июнь 4


Страх перед будущим буквально «сковал» владельцев малого и среднего бизнеса, ведь многие реально оказались перед непростым для себя выбором — осваивать новые возможности, которые открывает организация удаленной работы или же пополнить ряды «ждунов», которые надеются действовать по старому понятному сценарию в сложившихся непростых экономических условиях.


И в этой статье мы не просто расскажем о типичных заблуждениях управленцев в отношении «удаленки», но и приведем убедительные аргументы, чтобы руководители приняли взвешенное решение, которое поможет им уверенно действовать для успеха своего бизнеса.


Организация удаленной работы – заблуждения или реальная необходимость?

Только развитие делает успешным любой бизнес и в эпоху перемен всегда становятся актуальными новые формы менеджмента, которые помогут оставаться сильным игроком на рынке. Но многие управленцы по-прежнему верят мифам и упорно не замечают, что компании переходят на удаленную работу практически во всех нишах рынка. Мир меняется постоянно, обогащая нас технологиями и возможностями, и если не замечать или не использовать их, то ваш успех и стратегические цели по лидерству в отрасли, масштабированию реализует кто-то другой.


Что же мешает вам побороть предрассудки и начать уверенное движение компании на качественно ином уровне развития бизнеса? Есть 5 устойчивых предубеждений, которые выдвигают управленцы. Давайте разберем каждое, проанализируем и проверим, насколько оно жизнеспособно в современном мире.



Заблуждение №1. Без практики и опыта управлять удаленной командой невозможно

Это действительно так, и перекраивать компанию без знаний, освоения новых навыков — невозможно. Но ведь и свой бизнес вы начинали практически с нулевыми знаниями и абсолютно без опыта. Получается, вопрос лишь в желании самого руководителя — хочет ли он и его топ-менеджеры осваивать новые уровни, перестраивать бизнес-процессы, обучать линейных сотрудников и обучаться сами. Именно из-за этого возникает двоякая и непонятная ситуация:

  • Руководитель не инвестирует в обучение сотрудников, чтобы эффективно наладить работу удаленно;

  • Потенциальные и необходимые кандидаты не проявляют интерес к компании, работающей «по старинке».

Так может это заблуждение — всего лишь отговорка тех, кому удобно оставаться в «зоне комфорта», кто не хочет брать на себя ответственность за будущее бизнеса, свою команду?


Что руководитель реально упускает? Если управленец бездействует и игнорирует происходящие внешние перемены, то упускает возможности для собственного роста и нового качественного скачка компании. Поэтому, уже проигрывает конкурентам, уступая место на рынке, клиентов, а также сотрудников и успех тем, кто готов учиться и перестраивать мышление, а также свою компанию.


Опровержение заблуждения №1. Мы живем в эпоху перемен, а это значит, что как прежде уже не будет и нужно изучать и внедрять актуальные формы организации компании, которые помогут не просто «выжить», а станут эффективной моделью для компании. Удаленная работа — это тренд 21 века, который с успехом и не один год практикуют не только зарубежные, но и отечественные компании. По сути, работа любого интернет-магазина, диспетчеров-надомников — это и есть перевод сотрудников на удаленную работу, в жизнеспособности и эффективности которого никто не сомневается.

Заблуждение №2. Наша корпоративная культура не будет работать в удаленном формате

Многие руководители переняли и следуют традиционной модели корпоративной культуры, которая досталась из менеджмента прошлого:

  • Работать строго по графику с 9 утра до 6 вечера;

  • Во время рабочего дня собираться с коллегами на «чай, кофе, поболтаем»;

  • Всегда видеть подчиненного «перед глазами», чтобы контролировать;

  • Если человек приходит на работу – значит, он работает.

Что руководитель реально упускает? Цифровой век требует нового подхода и пересмотра всех процессов для успешного ведения бизнеса. А в компании, где существует, но не работает корпоративная культура, где устаревшие методы управления скорее отпугивают, чем привлекают перспективных кандидатов, не может быть роста показателей прибыли, притока новых клиентов.


Опровержение заблуждения №2. Любой бизнес задумывается для получения результата, и корпоративная культура должна транслировать цели и миссию компании на пути достижения бизнес-целей. Чтобы организация удаленной работы стала понятным процессом и принесла результат, используйте эффективные инструменты из практики российских управленцев.


Алгоритм для руководителя «Как отказаться от офисной работы?»:

Шаг 1. Анализируем собственные страхи. Честно задайте себе вопрос, что же самое плохое может произойти, если вы откажетесь от офиса, перейдете в удаленный формат? Неужели все клиенты уйдут, сотрудники откажутся работать из дома, выручка значительно упадет, несмотря на то, что заметно снизятся расходы на содержание офиса? Оцените возникающие риски и подумайте, насколько они решаемы.


Шаг 2. Просчитываем и формируем план реальных действий. Составьте план, пропишите шаги, которые позволят вам увидеть картину целиком, понять, насколько обоснованы или реальны были страхи. Ведь только действия и факты действительно убеждают!


Шаг 3. Работаем с командой. Перевод сотрудников на удаленную работу требует взвешенного подхода, поэтому поговорите лично с каждым из членов команды, чтобы узнать их мнение по этому поводу. И не удивляйтесь, если 1/3 часть коллектива с энтузиазмом воспримет новость, еще 1/3 — заинтересуется, хотя люди будут выказывать опасения перед новой идеей, а остальные — могут отказаться менять старый уклад. И если среди 2 и 3 категории окажутся ключевые сотрудники вашей команды, необходимо:

  • Узнать реальные причины, по котором они не согласны работать онлайн;

  • Показать перспективы и увлечь идеей организации компании в новом формате;

  • Продемонстрировать реальные выгоды и преимущества такого сотрудничества— гибкий график, отсутствие трат времени на дорогу, возможность не отвлекаться на бесконечные разговоры коллег;

  • Вовлечь на разных уровнях — пусть другие сотрудники, руководители подразделений, которые видят будущее вашей компании на удаленной работе, тоже подключатся к разъяснениям;

  • Открыто обсуждать с командой план и возможности перехода, делиться своим видением дальнейшего развития компании.

Шаг 4. Выработать план взаимодействия с клиентами в новом формате. На этом этапе вы уже можете подключать команду к решению общих проблем, новые идеи и неожиданные, но эффективные решения пойдут только на пользу бизнесу. Возможно, в силу специфики компании, некоторые подразделения или сотрудники останутся работать в старом формате, но это должно быть обоснованным и взвешенным решением.


Шаг 5. Прорабатываем риски, выявленные ранее, и создаем финальный план действий.

Следование этому алгоритму поможет выявить реальные зоны риска, пересмотреть бизнес-процессы компании, а также поможет распрощаться с необоснованными предрассудками.

Заблуждение №3. Искать удаленных сотрудников сложно и неэффективно

Часто испытывая «кадровый голод», руководители многих компаний воспринимают идею найма специалистов из других городов, регионов и стран, как единственно возможное решение вопроса. Но раз за разом отказывают кандидатам, не понимая, как же правильно их выбирать, не встречаясь лично. Как мы уже говорили, привычка тотального и очного контроля прочно сидит в управленческой культуре, мешая использовать возможности современных технологий, а также проверенных традиционных инструментов.


Что руководитель реально упускает? Если вы не можете найти в своем городе специалистов, менеджеров, которые помогут реализовывать новые проекты, достигать стратегических целей, продвигать продукт и компанию на рынке, это не значит, что их нет. Просто размещая вакансию на интернет-портале, вы не используете все технические возможности для привлечения достойных кандидатов.


Опровержение заблуждения №3. Оценить вовлеченность персонала и созвучность ценностям, целям вашей компании, определить уровень самоорганизации можно с помощью грамотно составленных опросных листов, тестов.


Чек-лист для руководителя, чтобы выбирать правильных кандидатов для удаленной команды:

Блок 1. Определяем уровень инициативности и ответственности, задавая следующие вопросы:

  • Какие «за» и «против» важны для вас в удаленной работе?

  • Вы предпочитаете искать решение проблемы или сразу обратиться за помощью к руководителю?

  • Вы можете сами контролировать выполнение поставленных задач или вам нужно напоминать об этом?

Блок 2. Проверяем коммуникативность и проактивность, спрашивая:

  • Какие инструменты коммуникации вам удобно использовать при общении?

  • Насколько вам важно очное общение при обсуждении, решении рабочих вопросов?

  • Нравится ли вам пользоваться мессенджерами и почему?

Блок 3. Выявляем продуктивность и организованность с помощью вопросов:

  • Вам трудно сосредоточиться и выполнять задачу, не отвлекаясь ни на что?

  • Насколько вы оцениваете свою способность к самоорганизации?

  • Какое у вас хобби?

Блок 4. Оцениваем обучаемость и саморазвитие, узнавая:

  • Как вы относитесь к переменам?

  • Нравится ли вам узнавать новое?

  • Что вы думаете о возможности получения новых навыков, обучении?

Вы можете дополнить этот чек-лист своими пунктами, чтобы привлечь в команду действительно «не посторонних» людей, которые будут разделять ценности и цели вашей компании. А закрепить успех такого собеседования необходимо с помощью личной видеовстречи, чтобы окончательно понять вовлеченность персонала и его готовность начать обучение в вашей компании.

Заблуждение №4. Организовать работу удаленной команды технически сложно

Большинство руководителей, которые негативно относятся к удаленной работе мотивируют это тем, что приходится вкладывать большие средства в программное и техническое оснащение, устанавливать множество сервисов. К тому же многие недовольны тем, что самим руководителям придется изучать их все, чтобы грамотно наладить управление компанией, бизнес-процессами и командой.


Что руководитель реально упускает? Стоит признать, что на модернизацию программного и компьютерного оборудования на самом деле многие российские компании не выделяют средств, считая, что и так можно работать. Поэтому низкая эффективность сотрудников, неавтоматизированные бизнес-процессы компании приводят к тому, что обороты и выручка не растут, а клиентская база, документооборот и аналитика ведутся без применения новых технологий.


Опровержение заблуждения №4. Для работы в удаленном формате достаточно выстроить оргструктуру и описать бизнес-процессы компании, внедрить определенные сервисы, которые обеспечат полное управление, взаимодействие и контроль не только между сотрудниками, но и с клиентами:

1. CRM-система, которая интегрируется с телефонией, сайтами, рассылками и лендингами, и в которой вы сможете:

  • настраивать процессы, собирать удобную оперативную аналитику по лидогенерации, новым и текущим клиентам,

  • вести учет звонков и отслеживать эффективность и результативность каждого менеджера, выполнение задач сотрудников в компании на удаленной работе

2. Skype или Zoomбесплатные сервисы для организации и проведения планерок, собеседований, мозговых штурмов с вашей командой;


3. Slack или Microsoft Teams — мощные системные решения, которые помогут наладить коммуникацию и эффективное взаимодействие сотрудников, обеспечат безопасность информации и удобное, простое использование.

Заблуждение №5. Сотрудники на удаленной работе — это «несерьезно»

Управленцы, оказываясь под воздействием стереотипов, продолжают считать сотрудника «на удаленке» неэффективным и мечтающим лишь колесить по всему миру с ноутбуком в сумке.


Что руководитель реально упускает? Только от ваших действий, которые нужно предпринимать уже сейчас, зависит, используете ли вы открывающиеся возможности или будете продолжать верить мифам. Перемены уже наступили, и экономическая ситуация только обостряется, оборачиваясь простоями, потерей клиентов и прибыли.


Опровержение заблуждения №5: по всему миру компании переходят на удаленную работу и успешно функционируют не один год в самых разных нишах бизнеса. Заметить это вы сможете лишь тогда, когда конкуренты тихо, окончательно и бесповоротно вытеснят вашу компанию с рынка.

Время адаптироваться и учиться жить в новой онлайн-реальности давно пришло. И кризис лишь обнажил те заблуждения, проблемы, которые есть в действительности у малого и среднего бизнеса. Вы получили реальные инструменты коммуникации и управления, алгоритмы, которые уже используют управленцы «на удаленке».

И как руководителю компании, лидеру команды, вам необходимо выбрать — готовы ли вы учиться новому, повышать свои компетенции, чтобы осознано и результативно действовать онлайн.

#удаленнаяработа

©2020 Remoteteam ИП Анна Стародубцева

8 800 55 12 12 5

  • Facebook - Белый круг
  • Instagram - Белый круг
  • YouTube - Белый круг